«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и реабилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.
Одним из приоритетных направлений образовательной политики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №66 им. Н.И. Вавилова» является достижение качества общего образования детей с ОВЗ.
Главной целью данного направления является обеспечение комфортного психо-эмоционального состояния всех субъектов образовательного процесса для сохранения здоровья и успешной самореализации, независимо от психофизических особенностей развития. Одновременное функционирование и педагогических технологий и специально оборудованных помещений еще в большей степени позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку в школе.
Цели обеспечения доступной среды:
— Разработка и создание условий перехода к инклюзивному образованию МОУ «Средняя общеобразовательная школа №66 им. Н.И. Вавилова» путем выявления правовых, методических, психолого-педагогических проблем и информирования родителей и общественности, а также создание условий организации инклюзивного образования в школе.
— Улучшение образовательных результатов детей с особыми потребностями путем предоставления им равных возможностей и полноправного участия в образовательном процессе, которое в будущем приведет их к независимому существованию и экономической самодостаточности.
Задачи:
— Совершенствовать внутреннюю среду школы, создать безбарьерную среду
— Обеспечить образовательные программы технологиями инклюзивного образования
- Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования
— Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения
— Создать систему развития толерантных отношений между учащимися, между работниками школы и учащимися, а также между школой, семьей и сообществом
-Организовать для детей с ОВЗ принимающую и понимающую среду, способную подкреплять их социальное и познавательное развитие.
Обеспечение доступа в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа №66 им. Н.И. Вавилова″ детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения доступности детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа №66 им. Н.И. Вавилова» проведены следующие мероприятия:
организован ежедневный подвоз на школьном автобусе учащихся, в том числе инвалидов, детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ.
систематически организовывается инструктирование специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также сотрудниками, задействованными по вопросам, связанным с обеспечением доступности
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ оборудованы кабинеты педагога-психолога.
Учебные кабинеты оснащены учебной мебелью, информационно-техническим обеспечением, в т.ч. и Интернет-ресурсами (на уровне всей школы), учебно-методической литературой и, самое главное, профессиональными кадрами, мастерами своего дела.
Технически и методически оснащенные кабинеты дают возможность и специалистам, и учителям школы качественно проводить коррекционно –развивающие занятия в рамках реализации АООП обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В целях урегулирования деятельности школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.30), на основании протоколов педагогического совета в школе утверждены и действуют локальные нормативные документы, определяющие нормы образовательных отношений. В число их входят локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, порядок оформления отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другие обязательные документы.
Для родителей стоит выделить – Договор, заявление, согласие, где указывается особенности обучения по АООП согласно категориям детей на основании заключений ПМПК.
Особенности учебного плана – включение коррекционно-развивающей области во внеурочную деятельность. Соотношение направлений разное. Например, для слабовидящих детей: 50% и 50%, для детей с ЗПР: 70% и 30%.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В школе имеется школьная столовая, имеющая всё необходимое технологическое оборудование для приготовления качественной пищи. Все дети получают горячие завтраки, обеды. Имеется возможность для 3-разового приема пищи для детей с ОВЗ в условиях ГПД.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется медицинский кабинет.
Медицинское обслуживание детей в школе осуществляется медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинского
кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.
В школе работают профессиональные медицинские специалисты. Под руководством медицинских работников организуется зрительный режим на уроках и занятиях.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• проведение профилактических осмотров;
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• осуществление систематического медицинского контроля за
физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием
образовательного учреждения;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и
правил. Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
• режим дня детей в школе, с обязательным учетом возраста детей.
• составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №66 им. Н.И. Вавилова» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Нормативно-правовая база в файле ниже